РЕБЕНОК ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА
Рекомендации ортопеда для родителей
У вас родился ребенок. Это, пожалуй, самое знаменательное событие в жизни любой семьи. Но вместе с радостью от рождения малыша, на вас сваливается целая куча забот и проблем, возникает множество вопросов. Сориентироваться в этой обстановке порой бывает очень непросто, особенно если родители молодые, а ребенок первый. А ведь обращать внимание на своего ребенка родителям надо ежедневно и не по одному разу. И не просто обращать внимание, а отмечать особенности в развитии ребенка, замечать малейшие признаки возможных отклонений.
Частенько родители получают массу советов по воспитанию и здоровью своего ребенка от родственников, соседей, других родителей, случайных прохожих и т.п. Но всегда ли эти советы несут правильную информацию? Всегда ли они полезны? Спорный вопрос. Единственное, в чем я убежден - никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми! Не слушайте советов окружающих типа «а вот наш ребенок в этом возрасте уже …» или «а ваш ребенок уже должен …». Запомните, ваш ребенок уникален, и он никому ничего не должен. Все дети развиваются по-разному. Но, тем не менее, есть общепринятые временные периоды физического и психического развития на первом году жизни, на которые необходимо ориентироваться. И ориентироваться необходимо, прежде всего, врачу, а не родственникам, друзьям и знакомым. Запомните еще одну важную вещь: не бывает мелочей и ерунды в здоровье вашего ребенка. Если вас что-то настораживает, пусть даже что-то минимальное, кажущееся незначительным, не слушайте никого из окружающих и не теряйте времени, а максимально быстро обратитесь к врачу. Пусть это будет перестраховкой. Лучше в данной ситуации вы ошибетесь, нежели пропустите начало заболевания. Помните, только родители несут всю ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка!
Ребенок на первом году своей жизни растет и взрослеет очень бурно. Первый год — самый насыщенный за всю жизнь человека по количеству изменений и приобретаемых навыков. Развитие идет буквально по дням. Поэтому плановые осмотры ортопеда на первом году жизни ребенка должны быть 5-6 раз: в роддоме, в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 месяцев, а затем либо в 9 месяцев, либо сразу в 1 год (в зависимости от результатов осмотра в полгода).
В данной краткой методичке я хочу рассказать про основные моменты развития ребенка на первом году жизни с точки зрения детского ортопеда. Я вовсе не ставлю своей целью заставить вас выучить всю детскую ортопедию, но попытаюсь показать вам основные моменты и ориентиры, на которые вы легко сможете обращать внимание в своем повседневном общении с ребенком.
Итак, вы принесли своего ребенка из роддома. И остались с ним один на один. Нет рядом знающих врачей и медсестер, которые могли подсказать, что и как делать и ответить на ваши вопросы. Вы развернули пеленки и увидели, что ваш ребенок абсолютно не похож на тех розовощеких пухлых младенцев, которые украшают рекламные плакаты и страницы журналов. Таким он станет спустя несколько месяцев. А пока он выглядит так:
1. Голова может быть асимметрична и как бы немного вытянута вследствие ее деформации при прохождении по родовому каналу. Она относительно больше, чем у взрослого – голова новорожденного составляет в пропорциях ¼ от длины туловища. На волосистой части головы (к слову, она может быть и покрытой густой копной волос, и почти лысой – и то, и другое нормально) имеются два участка, которые на ощупь гораздо мягче остального свода черепа – это большой и малый роднички. Передний (большой) родничок расположен сразу надо лбом. Он примерно раза в два-три больше по размеру, чем задний. Если осторожно положить на него свои пальцы, то можно ощутить пульсацию. Задний родничок расположен ближе к затылку. Закрываются (окостеневают) роднички в разные сроки: большой примерно к 1 году жизни, малый – к 6 месяцам.
2. Тело новорожденного построено не так, как в норме у взрослых. Живот больше, чем грудная клетка. Позвоночник не имеет своих физиологических изгибов, он согнут дугой («круглая спина»). В течение первых дней жизни эта дуга выпрямляется, и позвоночник становится абсолютно прямым. Такое его состояние сохраняется до периодов приобретения ребенком определенных двигательных навыков.
3. Верхние и нижние конечности новорожденного согнуты во всех суставах. Это следствие физиологического повышенного мышечного тонуса, характерного для ребенка до 3-4 месяцев жизни. Кисти рук сжаты в кулачки, и даже при выпрямлении 2-5 пальцев большой палец часто остается приведенным к ладони. Стопы плоские или даже немного выпуклые из-за наличия жировой подушки на подошвенной поверхности.
На какие же моменты родителям надо обращать внимание при осмотре своего ребенка?
Во-первых, визуально оцените общее строение тела ребенка, повороты и наклоны головы, симметричность кожных складок, размеры верхних и нижних конечностей, объем движений в них.
Голова у ребенка должна поворачиваться в обе стороны практически без усилий. Если вы видите, что ребенок постоянно лежит с повернутой в одну сторону головой, и вам не удается повернуть ее в другую сторону (Не переусердствуйте!!! Для этого не надо прикладывать много усилий!!!), обратитесь к врачу. Возможно, это первый признак врожденной мышечной кривошеи.
Далее внимательно прощупайте обе ключицы. Они должны быть целыми, не иметь углов и утолщений на всем протяжении. Дотрагивание до ключиц должно быть абсолютно безболезненным для ребенка. Если вы определяете какие-либо неровности, выбухания или асимметрию ключиц, покажите ребенка врачу – такие находки могут сопровождать родовой перелом ключицы.
Обратите внимание на движения в ручках. Активные (самостоятельные) движения должны быть во всех суставах руки, включая суставы пальцев кисти. Объем движений должен быть одинаковым с обеих сторон. Если вы отмечаете снижение амплитуды или отсутствие движений в том или ином сегменте верхней конечности, не затягивая обратитесь к врачу. Такие симптомы нередко сопровождают родовое повреждение плечевого сплетения, или так называемый «родовой паралич», «парез Эрба».
Внимательно рассмотрите нижние конечности спереди и сзади. Длина ног должна быть одинаковой. Кожные складки под ягодицами должны быть примерно одинакового размера и располагаться на одном уровне. Их асимметрия может быть первым признаком нарушения развития одного из тазобедренных суставов.
Из движений наиболее важны отведения бедер (ребенок лежит на спине, ноги сгибаются под 90 градусов в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах и ножки разводятся в стороны).
Необходимо отметить, что из-за повышенного в первые три месяца жизни мышечного тонуса, развести полностью бедра будет трудно. Но, тем не менее, отведение с обеих сторон должно быть симметричным и достигать угла 50—70 градусов от вертикальной средней линии с каждой стороны.
Самый достоверный и безопасный метод обследования состояния тазобедренных суставов у новорожденного и грудного ребенка – ультразвуковое исследование (УЗИ). Этот метод позволяет оценить анатомические взаимоотношения всех структур сустава, а так же степень их зрелости. Помните, чем раньше выявлена патология тазобедренных суставов и чем раньше начато ее лечение, тем лучше результат и прогноз на всю оставшуюся жизнь. Поэтому УЗИ тазобедренных суставов должно быть в обязательном порядке выполнено всем без исключения детям в возрасте около 1 месяца жизни. В дальнейшем, в зависимости от состояния развития суставов, возможно повторение УЗИ. Начиная с возраста 4 - 4,5 месяцев УЗИ тазобедренных суставов становится недостоверным из-за появления ядер окостенения головок бедренных костей. С этого возраста для достоверного определения состояния развития тазобедренных суставов показана рентгенография. В сложных случаях диагностики дополнительно применяются компьютерная и магнитно-резонансная томографии.
Положение стоп должно быть примерно таким же, как и у взрослого, т.е. стопа должна располагаться в среднем положении или немного (не более 10 градусов) завернута внутрь. Порочное положение стопы выглядит иначе: чаще всего при патологии стопа заворачивается на более чем 10 градусов и выводится в среднее положение с большим трудом. Такое положение стопы называется косолапостью и является поводом не затягивая обратиться к врачу.
Теперь поговорим о пеленании. С точки зрения ортопедии тугое пеленание ничего хорошего ребенку не несет. Так что, если ваш ребенок не будит себя во время сна движениями рук и ног, не надо пеленать его туго. Одевайте ребенка в просторные распашонки, которые позволяют ему свободно двигаться. Это только улучшит моторное развитие вашего малыша.
И раз уж зашел разговор о пеленании, поговорим о пеленальном столике. Его можно купить и готовым, сейчас большой выбор. А можно соорудить из обычного стола в комнате, где живет ваш малыш. Главное, чтобы вам было удобно пеленать на нем ребенка. И запомните одно железное правило: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА НА ПЕЛЕНАЛЬНОМ СТОЛЕ БЕЗ ВНИМАНИЯ!!! Ребенок должен быть под ПОСТОЯННЫМ РУЧНЫМ КОНТРОЛЕМ!!! То есть не зрительным и не слуховым, а именно РУЧНЫМ (я называю это правило «рука на ребенке»). Если Вам надо куда-то отойти, то обязательно передайте ребенка под присмотр другого взрослого человека, или положите его в то место, откуда он не сможет упасть (в кровать с бортиками, в манеж, или просто на пол в крайнем случае). Не думайте, что ваш ребенок еще даже не переворачивается, а посему не упадет. Тот момент, когда он научится переворачиваться, он никак не заранее озвучит. Поэтому не спускайте глаз с ребенка НИКОГДА!!! Поверьте, падение с пеленального столика может закончиться для ребенка фатально.
Еще на один момент я бы хотел обратить ваше внимание. Беременность, роды и первые месяцы жизни ребенка – эти периоды подчас очень тяжело переносятся обоими родителями. Это время практически постоянного стресса. Хроническое недосыпание, постоянное чувство страха за ребенка, непрерывное эмоциональное напряжение приводят к тому, что иной раз у мамы и папы сдают нервы. И бывает очень трудно себя сдержать в моменты беспокойства и крика ребенка. Но надо найти в себе силы сдержаться и ни в коем случае не применять к ребенку мер физического воздействия. Особенно ни в коем случае нельзя трясти ребенка! Голова у малыша относительно большая, а шейный отдел позвоночника еще слабый. И тряской вы можете нанести повреждение шейным позвонкам и проходящим там спинному мозгу и кровеносным сосудам. Следствием этого могут быть различного рода неврологические проблемы, решить которые потом будет очень сложно.
Теперь поговорим о том, как новорожденный ребенок спит. Во сне он проводит больше всего времени в течение суток. Поэтому выбор кроватки, матраса и постельных принадлежностей очень важен. При всем многообразии детских кроваток важно помнить, что правильная кровать должна обладать следующими особенностями:
1. Она должна быть на роликах с возможностью блокировки. Иногда маме надо перенести кровать в другое место, а рядом может не оказаться помощника. Вот тут-то ножки на роликах будут очень кстати.
2. Она должна быть с высокими бортиками, чтобы ребенок не смог из нее выпасть, когда он научится сидеть и стоять.
3. Она должна иметь возможность изменить высоту горизонтальной поверхности. Это удобно для простоты укладывания в нее ребенка на протяжении всего первого года жизни.
4. Будет хорошо, если на бортики и спинки кровати вы повесите небольшие мягкие защитные покрытия для защиты ребенка от ударов о них.
5. Так же хорошо, если конструкция кровати позволит прикрутить или подвесить к ней игрушки, которыми мог бы развлекаться ребенок, когда вас нет рядом.
6. Боковые бортики кровати не должны быть сплошными. Но расстояние между их прутьями должно быть одновременно и достаточным, чтобы ребенок мог свободно смотреть по сторонам, и не слишком большим, чтобы ребенок не смог просунуть сквозь прутья голову.
7. И конечно кровать должна быть из экологически чистых материалов. Краска не должна осыпаться или смываться. Не должно быть никаких острых выступающих частей, о которые мог бы пораниться ребенок.
8. Матрас у кроватки не должен быть очень мягким. Упругость матраса не должна позволять ему проминаться под тяжестью ребенка. Это необходимо для того, что бы малыш, даже уткнувшись лицом в матрас, не смог задохнуться. По этой же причине ребенку до 1 года не нужна подушка.
Как спит ребенок? Многих волнует вопрос, в какой позе он должен спать. Самое безопасное положение – на боку. В этом положении ребенку практически невозможно захлебнуться пищей в случае срыгивания. Напротив, в положении на животе опасность этого возрастает многократно. Поэтому весьма распространено мнение, что ребенка необходимо периодически выкладывать на живот, но только под присмотром взрослых, во время бодрствования и ни в коем случае не сразу после еды, а спустя 40-60 минут.
Новорожденный ребенок не умеет сидеть и стоять, поэтому говорить о сформированной осанке еще рано. Но, тем не менее, необходимо обратить внимание на несколько важных моментов.
Прежде всего — это положение головы. Ребенок с самого рождения должен поворачивать голову в обе стороны симметрично. Если Вы заметили ограничение поворота головы в ту или иную сторону, проконсультируйте ребенка у ортопеда.
В положении на животе линия позвоночника должна быть прямой или приближенной к этому. Спина у ребенка первых месяцев жизни ровная. Если Вы заметили любого рода искривления позвоночника, а также выступание или западение отдельных позвонков относительно поверхности спины, обратитесь за консультацией к ортопеду.
Когда ребенок научится уверенно сидеть, необходимо оценить положение головы, плеч и лопаток. В положении сидя голова должна находиться в прямом положении, без фиксированных наклонов в сторону. Плечи должны располагаться на одном горизонтальном уровне. Так же располагаются и углы лопаток. Если Вы заметили стойкую асимметрию расположения этих ориентиров или постоянное отклонение положения головы, обратитесь к ортопеду.
С ростом ребенка постепенно формируются физиологические изгибы позвоночника. Их три: шейный изгиб вперед (шейный лордоз), грудной изгиб назад (грудной кифоз) и поясничный изгиб вперед (поясничный лордоз). Все изгибы имеют волнообразный вид, плавно переходя один в другой. Когда ребенок начинает держать голову, формируется шейный лордоз, начинает сидеть — грудной кифоз, начинает стоять и ходить — поясничный лордоз. Полностью физиологические изгибы формируются к 5-6 годам.
Физиологические изгибы позвоночника и их формирование. (1 - шейный лордоз, 2 - грудной кифоз, 3 - поясничный лордоз, 4 - возраст 2-3 месяца, 5 - возраст 6-7 месяцев, 6 - возраст 10-12 месяцев).
В зависимости от двигательных возможностей ребенка надо подбирать такие необходимые вещи, как детская коляска и автомобильное кресло. В первые 6 месяцев жизни коляска и автомобильное кресло должны быть строго лежачими, поскольку ребенок еще не умеет сидеть. И только начиная с 6-7 месяца, если ребенок уже научился уверенно сидеть, можно поменять коляску и кресло на сидячие. Если ребенок уже сидит, но еще не совсем уверенно, сидячие коляска и кресло так же допускаются, но только с одним условием: угол подъема спинки не должен превышать 30 градусов от горизонтальной линии. И, разумеется, конструкция коляски и автомобильного кресла должна быть надежной и прочной.
Сейчас стали весьма распространенными для переноски детей такие устройства, как слинг, специальные рюкзаки и люльки на спину. Хочу предостеречь родителей от частого использования этих приспособлений. Во-первых, их можно использовать только когда ребенок научится сидеть. Разве что в некоторых моделях слинга ребенок может лежать, такие модели можно теоретически использовать с самого рождения. Но все равно, поскольку в слинге положение и опора для головы весьма свободные, даже слинг лучше использовать только когда ребенок научится уверенно держать голову. Так же все эти устройства создают дополнительную нагрузку на позвоночник матери, что не очень для него хорошо после родов и в период кормления грудью. И последнее замечание: слинг и рюкзак типа «кенгуру» травмоопасны для ребенка, поскольку они не придают маме большей устойчивости, а наоборот, уменьшают ее. И при неловком падении матери вместе с ней неизбежно упадет и ребенок. С другой стороны, слинг и рюкзак-люлька значительно удобнее при походе по магазинам и в общественном транспорте, нежели громоздкая коляска на колесах. Так что выбор – коляска или слинг – за вами.
Дети рождаются с еще не сформированными сводами стопы. Подошвенная поверхность стоп у детей первых месяцев жизни ровная, а при выраженном развитии жировой подушки иногда даже выпуклая. И только когда ребенок начинает становиться на ноги и делать первые шаги, постепенно начинают появляться своды стопы. Они играют очень важную роль в формировании правильной опоры и ходьбы, в развитии суставов нижних конечностей и позвоночника. Полное развитие сводов стопы происходит в возрасте от 3 до 5 лет.
Как я уже говорил, с первых недель и месяцев жизни ни в коем случае нельзя ограничивать двигательные потребности ребенка. Не надо ребенка туго пеленать с руками и ногами. Надевайте на него одежду, не сковывающую его движения. Чем больше свободы у ребенка в движениях, тем лучше он развивается. Но в то же время нельзя и насильно принуждать детей к несвойственным их возрасту и возможностям действиям. Без совета врача категорически нельзя насильно сажать и ставить на ноги маленького ребенка, если он сам не пытается это делать. Такими действиями вы можете нанести ему серьезный ущерб, вызвав деформации костей и суставов нижних конечностей и позвоночника. Всему свое время, не надо торопить природу.
Мнения по поводу применения для стимуляции хождения различного рода ходунков различны. Лично я не вижу в них ничего плохого. Если ребенок умеет уверенно сидеть, то его смело можно сажать в ходунки. Но подбирая ходунки, обратите внимание на их конструкцию. Опорная часть ходунков должна быть достаточно широкой, что бы исключить опрокидывание и падение ребенка.
Есть еще такое приспособление – прыгунки, которое вешается, как правило, в дверной проем. Ребенок сажается туда как в люльку. Отталкиваясь ногами, ребенок может прыгать вверх. Я категорически против такого рода приспособлений, поскольку они оказывают чрезмерные осевые нагрузки на еще не окрепший позвоночник ребенка, тем самым нанося ему вред.
Очень вредно для ребенка, если мама носит его на одной и той же руке или на одном боку. Такое положение ребенка приведет к появлению у него стойкого асимметричного преобладания мышечного тонуса с одной стороны и вынужденному, а в дальнейшем — привычному, порочному положению головы и туловища. Следствием этого с большой вероятностью будет нарушение осанки с последующими возможными деформациями позвоночника.
Начиная ходить, ребенок делает это неустойчиво, неуклюже, часто спотыкается и падает. Это нормально. Еще он широко расставляет ноги при ходьбе. Это тоже нормально, так он увеличивает площадь опоры. Правильный рисунок ходьбы (когда стопы ставятся почти параллельно на небольшом расстоянии друг от друга) формируется только к 2-3 годам. Но даже такая неуверенная и неуклюжая походка формирует осанку.
Основные этапы физического развития ребенка:
В 2-3 месяца, лежа на животе, приподнимает и удерживает голову.
В 4 месяца переворачивается с живота на спину.
В 5-6 месяцев ползает на животе.
В 6-7 месяцев сидит свободно или с минимальной поддержкой.
В 8 месяцев ползает на четвереньках.
В 10-11 месяцев встает у опоры.
В 12-14 месяцев свободно стоит и начинает ходить сначала с поддержкой за руки, а затем и самостоятельно.
Но не надо забывать, что не все дети проходят эти стадии последовательно. Некоторые перескакивают или меняют их местами, без какого либо ущерба для здоровья. В случае сомнений обратитесь за консультацией к врачу.
Какие тревожные признаки нарушений в развитии ребенка до 1 года требуют консультации у врача? Вот основные:
1. Когда вы видите явные деформации скелета.
2. Когда вы видите явную асимметрию движений в конечностях.
3. Когда вы видите постоянный наклон или поворот головы в одну сторону.
4. Когда вы видите у ребенка асимметрию кожных складок (прежде всего – подъягодичных).
5. Когда даже после трех месяцев жизни ребенок держит пальцы кистей в кулачках, при этом пряча большой палец под остальными.
6. Когда ребенок к трем месяцам жизни не пытается в положении на животе поднять голову.
7. Когда ребенок в три месяца не поворачивает голову и не следит глазами за предметами, которые перемещают недалеко от него.
8. Когда к 4 месяцам остается повышенный мышечный тонус, особенно в мышцах внутренней поверхности бедер. Это проявляется тем, что вы не можете развести бедра на угол более 90 градусов между ними.
9. Когда ребенок к 4-5 месяцам в положении на спине при подтягивании за ручки не группируется, наклоняя голову вперед.
10. Когда ребенок в возрасте 8-9 месяцев не умеет самостоятельно свободно сидеть.
11. Когда ребенок в 9 месяцев не умеет хватать мелкие предметы.
12. Когда ребенок к 1 году не умеет вставать и стоять самостоятельно.
И напоследок – про витамин Д
Да, он необходим. Да, его недостаток вызывает нарушение обмена таких важных микроэлементов, как кальций и фосфор. И да, следствием его недостатка является такое заболевание, как рахит, характеризующееся различного рода отклонениями роста и созревания костей и суставов. Поэтому очень часто педиатры рекомендуют с профилактической целью давать детям первого года жизни препараты, содержащие витамин Д. Но надо ли это?
Давайте вспомним, что грудное молоко – источник всех необходимых веществ для малыша. И хоть витамин Д оно содержит в малом количестве, но исследования многих медиков всего мира доказали достаточное для развития новорожденного содержание витамина Д в материнском молоке. Да и было бы странно, если бы было наоборот. Природа на протяжении миллионов лет создавала млекопитающих, которые вряд ли бы выжили, будь молоко матери неспособно полноценно прокормить потомство.
С искусственным вскармливанием все еще проще. Современные адаптированные и лечебные искусственные смеси для детей содержат достаточное количество витамина Д, поэтому при искусственном вскармливании дополнительно принимать детям его не требуется.
А вот назначение новорожденному дополнительно к детским смесям еще и витамина Д может привести к его передозировке, что увеличивает риск поражения различных систем и отдельных органов ребенка. Гипервитаминоз Д проявляется в виде беспокойства и нарушения сна, головной, суставной и мышечной боли, сухости во рту, потери аппетита, тошноты, рвоты, запора, потери веса и т. д. В настоящее время многие педиатры склонны утверждать, что далеко не каждый новорожденный ребенок нуждается в дополнительном приеме витамина Д и его массовое назначение в качестве профилактики абсолютно неоправданно.
Лично я придерживаюсь в своей работе такой тактики: если меню кормящей мамы содержит достаточное количество продуктов, содержащих витамин Д, если у ребенка нет явных симптомов рахита, если родители ежедневно гуляют даже в зимние дни с ребенком на свежем воздухе (достаточно часа прогулки в день с открытым лицом для того, чтобы в организме ребенка начал вырабатываться витамин Д), если ребенок не живет в северных областях, где полгода полярная ночь, или если ребенок на искусственном вскармливании, то в дополнительном приеме витамина Д нет никакой необходимости.
В заключение я хочу еще раз настоятельно посоветовать родителям: В ЛЮБОМ СПОРНОМ СЛУЧАЕ, ПРИ ЛЮБОМ СОМНЕИИ И БЕСПОКОЙСТВЕ ОБРАТИТЕСЬ К ВРАЧУ. ПОВЕРЬТЕ, ТАК ВЫ СМОЖЕТЕ ИЗБЕЖАТЬ МНОГИХ БЕД И УБЕРЕЧЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ОТ БОЛЬШИХ НЕПРИЯТНОСТЕЙ В ДАЛЬНЕЙШЕМ.
ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!!!
<<< Вернуться на главную страницу сайта
(с) А.В. Виноградов 2015 г.